мастер-класс Владимира Калинина

мастер-класс по фотографии

мастер-класс по фотографии Владимира Калинина

мастер-класс Владимира Калинина о фото


 

опубликовано в журнале
ФОТОМАСТЕРСКАЯ 12(55) декабрь 2009

Фото: Владимир Калинин
Записал Лёша Серебренников

Владимир Калинин — человек, зарабатывающий
на жизнь рекламной фотографией.
Делает он это так: каждый день просыпается, и начинает работать. В результате в клиентах у Владимира - глянцевые журналы, рекламные агентства и крупные компании. В начале осени Калинин открыл для них, а также для всех, кому это интересно, новую фотостудию. Мы приехали к нему в гости и говорили о том, как и зачем он это сделал. Попутно Владимир поведал, за что он любит большие пространства, как извлечь пользу из финансового кризиса, и рассказал о своем опыте общения со строителями.

Первая студия
Еще когда был фотографом-любителем, я понял, что иметь свою студию гораздо интереснее, нежели ходить к кому-то в гости. В те времена арендного бизнеса как таково го не существовало. Но хозяева студий уже были, и они за триста рублей в час пускали к себе поснимать. Ненадолго и не всех. То есть поснимать в студии можно было только по знакомству. Я тогда занимался дизайном, и у меня была возможность после работы раздвинуть столы и превратить офис в некое подобие студии. В общем, понимание того, что нужно иметь свое помещение, а не ходить все время куда-то, изначально сложилось. А потом появились арендные студии. И через год аренды такого помещения я впервые открыл свою собственную на Китай-городе.
Мечта была давно. Но ведь когда делаешь студию для себя, не как бизнес-проект, а как личную мастерскую, это очень затратно. Причем сразу же, с первой минуты: нужно купить оборудование, платить аренду, решать какие-то проблемы помимо творческих. Чтобы на это решиться, нужно очень хотеть.

Студия — за и против
Как мы становимся фотографами? Начинаем с любителей, потом понимаем, что можно еще и денег заработать, потом многие из нас становятся настоящими профессионалами и творчески вырастают. И когда появляются деньги, понимаешь, что они появляются, чтобы ты мог делать свое дело лучше. Заводишь собственную студию, а когда она начинает простаивать временами, сдаешь ее в аренду.
Сейчас у меня два помещения: одно можно сдать в аренду, а во втором фотографировать самому. А когда у меня была студия на Китай-городе, порой доходило до смешного: я сдаю помещение в аренду и вдруг у меня самого съемка. Приходилось куда-то ехать, снимать помещение на несколько часов.
С другой стороны, пока ты такой вольный фотограф, все время где-то бегаешь, толкаешься, ищешь интересные локации для съемки... А как только появляется собственное съемочное пространство, уже не хочется никуда ехать. Зачем? Можно же в студии снять, без всех связанных с выездной съемкой неудобств.

Заказы
Снимать мне нравится всегда, интересно все. Сейчас уже полегче в плане выбора: могу отказываться от каких-то неинтересных проектов или уговаривать людей сделать более интересную съемку, нежели они первоначально планировали.

Вторая студия
Вопрос о развитии стоял всегда. Студия на Китай-городе была довольно просторной — шестьдесят с лишним метров только съемочной площади и четырехметровые потолки. Она стала очень популярной у арендаторов, и мне пришлось искать второе помещение. К тому же мне всегда мечталось иметь помещение в пятнадцать метров длиной, что- бы было 100–200 квадратов съемочного пространства и можно было делать очень «просторные фотографии». Чтобы можно было снимать амплитудное движение, к примеру. Некоторые студии страдают от этого недостатка пространства: вроде бы его много, а когда начинаешь снимать, понимаешь, что ты очень зажат по схемам: вот висит у тебя фон, и только вплотную к нему ты можешь поставить софты, чтобы его осветить. А допустим, если поставить два софта по 90, один 2,20 и что-то еще, то для самой съемки места уже не остается. Да, есть студии, где гримерка вынесена за рабочее пространство, и там можно найти метров пятьдесят съемочного места. И все равно, примерная длина студии — четыре-шесть метров. То есть делать такие фэшн-фотографии, когда модель стоит в трех метрах от фона, а ты в трех-пяти метрах от нее, в таких условиях просто невозможно. У меня всегда была мечта сделать студию, которая не сковывала бы своими рамками, в которой я был бы ограничен только воображением. Вот теперь я это могу.

Помещение
Критериев очень много. Высокий потолок — от четырех метров. Не буду объяснять зачем, все фотографы знают. Отдельный вход и круглосуточный доступ. Туалет на этаже. Горячая вода, по возможности выведенный в студию водопровод. Потому что и с водой что-то иногда снимаем, и в утилитарных целях она нужна — элементарно умыться модели. В моем случае я еще дополнительно обрадовался пятиметровому окну. Его можно расшторить и снимать при дневном свете. Очень важно местоположение студии. Как ни странно, располагать ее в самом центре города не стоит. Только кажется, что это престижно и до нее легко добраться. На самом деле в часы пик (и не только) в центре постоянные пробки. Так что добираться легко, только если все время ходить пешком. А клиенты и модели пешком не очень-то ходят. Финансовый кризис — двоякая штука. Предыдущее помещение под студию, подходящее по моим критериям, я искал год. В этот раз, посидев несколько минут в интернете, я нашел двадцать помещений, удовлетворяющих меня по всем параметрам. Заводы раcконсервировались, им нужно сдавать площади — именно с этим, на мой взгляд, связан сегодняшний бум открытия фотостудий: за 4–7 тысяч в год за метр можно снять практически любое помещение на заводской площади и быть уверенным, что лет пять тебя оттуда никто не выгонит.

Обустройство
Обычно люди делают домашнюю студию: отгородили комнату, купили два-три прибора, и для большей части заказов этого хватает. А когда не хватает, можно пойти арендовать на часок большое помещение. Это нормальное адекватное решение. Но я не хотел делать студию дома. Во-первых, дом для меня — это прежде всего дом. Ну а прочие причины я изложил выше. Здесь почти месяц кипела работа и трудились строители. Изначально, конечно, был полный бардак: заводской цех, много мусора. Была проведена перепланировка: одни двери заложены, другие прорублены, закрыт балкон, потому что зима и холодно. Потолка не было, мы его сами сделали. В любом бизнесе рано или поздно приходится сталкиваться с решением постоянных проблем, в том числе со строителями. С прорабом-то ты говоришь на одном языке. А рабочие могут просто с утра не прийти. А потом сказать: «О, ну это я болел». Так что очень напряженный был месяц. Каких-то отдельных запоминающихся случаев не припомню, просто такая вот битва: ты встаешь в семь утра и идешь на работу. Ни о каких съемках и творческих проектах и речи быть не может, потому что совершенно не то настроение. Я понял наконец, зачем людям директора, администраторы, зачем они платят им деньги. Мне в первый раз пришлось платить кому-то за решение определенных проблем. Потому что на фоне улаживания вопросов с налоговой и арендодателями, разбирательств со своим юридическим лицом возникает необходимость постоянно следить за строителями. Они ведь тоже не все понимают правильно. Говоришь им, чтобы стены не в ноль штукатурили, а оставляли такую интересную фактурочку, а на следующий день видишь, что они штукатурку на стены накидали кусками: «Ты же сам говорил фактурно сделать». Строители — это особый народ; они как-то совсем по-другому мыслят, но ссориться с ними нельзя.

Профессия
Люди думают, что фотограф — это такая богемная профессия. Что мы не встаем раньше часа дня, постоянно пьем шампанское, спим на шелковых простынях… Все это, честно говоря, правда. Еще мы бываем в совершенно удивительных местах, куда простым смертным вход закрыт: на вечеринке в пентхаусе в отеле «Балчуг Кемпински». На семнадцатом этаже Москва-сити, допустим, в тот момент, когда еще не вставлено ни одного стекла и можно видеть под собой действительно всю Москву. Другое дело, что и пахать приходится ежедневно. То есть почему я могу спать до часу дня? Потому что у меня вчера съемка в три ночи закончилась. А бывает, что, если она не запланирована, ты приходишь домой в четыре, а в семь опять встаешь, чтобы куда-то ехать. Да, я почти каждый день встаю в семь часов утра. Потому что это бизнес. Если ты раз или два в неделю что-то снимаешь — это не профессиональная фотография, это любительская. И деньги нужно зарабатывать чем-то еще. Во-первых, ноги кормят, а во-вторых, со временем сам понимаешь, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь оббежать локаций, придумать интересных ходов для запланированных съемок, за компьютером посидеть. К тому же я все это делаю с удовольствием, потому что мне повезло заниматься любимым делом. Ведь большинство людей, сидящих в офисе, вовсе не с огромной радостью это делают. Конечно, это все очень интересно. Когда меня спрашивают, куда собираюсь в отпуск, я просто не понимаю, зачем он мне, если отрывает от любимого дела.

 

 



© 2018. Москва
Фотограф Владимир Калинин. Съемка портретов, рекламы, каталогов одежды.